Малый бизнес получит свой орган власти/ Правительство создает АО по работе с малыми и средними предприятиями

среда, 29 апреля, 2015

Перечень поручений президента по итогам Госсовета 7 апреля обязывает правительство до 20 мая создать институт развития малого и среднего бизнеса. Документ не раскрывает, кто возглавит новый орган, но в компаниях и кабинетах практически не сомневаются, что это будет глава Фонда РЖС Александр Браверман — де-факто он уже начал знакомиться с будущими подопечными. В остальном перечень состоит из несколько сокращенных по масштабам предложений рабочей группы Госсовета, включая идею смягченных санкций по ст. 159 УК «Мошенничество».

Кремль опубликовал перечень поручений президента по итогам заседания Госсовета 7 апреля. Правительству поручено к 20 мая представить проект создания единого института развития малого и среднего бизнеса в форме акционерного общества на базе Агентства кредитных гарантий и АО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства». В материалах Госсовета говорилось, что новая организация займется разработкой программ по «встраиванию малого и среднего бизнеса в цепочки поставщиков крупных госкомпаний» и может получить и некоторые полномочия Минэкономики по предоставлению грантов и финансированию бизнес-инкубаторов.

«Это начало большого диалога, новой волны по регуляторике малого бизнеса»,— заявил “Ъ” президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. По его словам, Госсовет учел многие предложения «Опоры», «но акценты были сглажены». Организация предлагала создать агентство по делам бизнеса еще в 2009 году в рамках антикризисных мер. «У нас есть банк, есть агентство кредитных гарантий, есть Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, есть регионарные гарантийные фонды, есть госпрограммы, но все это разрозненно. Создаваемый институт должен стать системным интегратором на федеральном и региональном уровнях и отвечать за достижение конкретных показателей — в том числе увеличение до 50% доли малого бизнеса в ВВП»,— объясняет господин Калинин.

По данным “Ъ”, вопрос создания новой организации вчера обсуждался в АСИ, однако конкретики пока нет — не выработано даже название организации, нет ясности и с тем, кто возглавит новую структуру. Наиболее вероятным кандидатом источники “Ъ” представители бизнес-сообщества и чиновники называют главу Фонда развития жилищного строительства Александра Бравермана. «Я поддерживаю эту кандидатуру. У него серьезный опыт на госслужбе, опыт решения задач по координации как региональных, так и федеральных органов власти»,— заявил “Ъ” президент «Опоры России» Александр Калинин. По информации “Ъ”, возглавить новую должность Александру Браверману предложил первый вице-премьер Игорь Шувалов. На недавней коллегии Минэкономики господин Браверман уже встречался с представителями малого бизнеса как потенциальный глава будущего института. Впрочем, об официальном назначении речи пока не идет, говорит собеседник “Ъ”, близкий к участникам встречи.

По словам вице-президента Сбербанка Андрея Шарова, создаваемый единый институт снизит стоимость кредитования для малых и средних компаний: банкам проще взаимодействовать через одну структуру, чем с десятками гарантийных фондов. Нарастить объем кредитования позволит и использование мобильных касс, «так как это повысит прозрачность операций клиента для банка», полагает господин Шаров. Отметим, что эксперимент ФНС по работе с мобильной фискальной отчетностью МСБ также упоминается в списке поручений.

В «Опоре» ожидают, что новый институт заработает с января 2016 года, когда будут внесены необходимые изменения в правовые документы. Предложения по снижению неналоговых платежей бизнеса должны быть готовы к 1 августа, по доступу малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний — до конца года. До 1 октября правительство должно создать единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса — для учета выделяемой им господдержки (вести его, по мнению Александра Калинина, должна ФНС). Тогда же должен быть развернут комплекс мер от расширения права МСБ на участие в госзакупках за счет государственных и муниципальных унитарных предприятий до продления преимущественного права выкупа арендуемого госимущества до 2018 года.

Отметим, что в отличие от пока неясных перспектив господдержки малого и среднего предпринимательства, работа над одним пунктом перечня по итогам Госсовета вчера была практически закончена. В перечне есть поручение правительству и Генпрокуратуре до 1 июня исполнить постановление Конституционного суда от 11 декабря 2014 года. КС предписал устранить неравенство, из-за которого наказание за простое мошенничество (ст. 159 Уголовного кодекса) в особо крупном размере выше (до десяти лет лишения свободы), чем за то же в сфере предпринимательства по ст. 159.4 УК (до шести лет лишения свободы). В противном случае, по постановлению КС, напомним, ст. 159.4 УК прекратит действовать после 11 июня. Владимир Путин поручил исполнить постановление КС, «снизив санкции, предусмотренные УК».

Напомним, первым простой рецепт реализации решения КС предложило МВД: оно хотело механически убрать из Уголовного кодекса ст. 159.4. (см. “Ъ” от 10 февраля). Уже тогда председатель думского комитета по уголовному законодательству Павел Крашенинников подчеркивал, что не обязательно ликвидировать статьи о мошенничестве — в ней можно было бы подкорректировать наказания.

Представители бизнеса добивались уравнивания максимальных санкций за все «мошеннические» преступления на уровне шести лет лишения свободы. Предложения по либерализации уголовного законодательства готовила и «Деловая Россия» для бизнес-омбудсмена Бориса Титова (“Ъ” писал об этом от 11 марта и 19 апреля). Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров заявил “Ъ”, что вчера прошло совещание в правительстве по либерализации УК — и позиция правоохранителей по исключению из УК ст. 159.4 не нашла поддержки у представителей других ведомств.

Позицию Мурманского УФАС России по делу о сговоре на торгах поддержали три судебные инстанции

среда, 29 апреля, 2015

Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа подтвердил позицию Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (Мурманское УФАС России), признав факт сговора на торгах компаний ООО «Барьер», ООО «Мурманская строительная неделя» и ЗАО «Центргазстрой».

Напомним, в январе 2014 года Мурманское УФАС России признало компании «Барьер», «Мурманская строительная неделя» и «Центргазстрой» виновными в заключении и участии в соглашении, которое привело к снижению цены на торгах.

Соглашение было реализовано на открытом аукционе по проведению капремонта участка теплоэнергоцентрали в городе Заполярный. «Барьер» и «Мурманская строительная неделя» намеренно подали в своих заявках неполный пакет документов, полагая их последующее отклонение. При этом они активно участвовали в аукционе, сбивая цену контракта.

Мурманское УФАС России установило, что в ходе торгов коммерческие организации не конкурировали между собой, а напротив, действовали в интересах друг друга. Они обменивались информацией, а при подаче ценовых предложений использовали единый IP-адрес.

«Действия компаний были направлены исключительно на введение в заблуждение остальных участников торгов и обеспечение преимуществ для ЗАО «Центргазстрой» - победителя аукциона», — отмечает начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков Мурманского УФАС России Кристина Смирнова.

ЗАО «Центргазстрой» обжаловало решение антимонопольного органа в трех судебных инстанциях. Точку в деле поставил Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа, подтвердив факт сговора компаний на торгах. Кроме этого, Арбитражный суд Мурманской области оставил в силе постановление Мурманского УФАС России о привлечении к административной ответственности ЗАО «Центргазстрой». Теперь компании необходимо уплатить в бюджет 2 млн рублей.

Экспертный совет по контрактным отношениям при Минэкономразвития не поддержал проект отбора ЭТП по Закону № 223-ФЗ

среда, 29 апреля, 2015

22 апреля на площадке «Деловой России» прошло очередное заседание Экспертного совета по контрактным отношениям при Минэкономразвития. Одним из главных пунктов повестки был проект отбора электронных торговых площадок (ЭТП) для проведения торгов в соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-223.

Модерировал мероприятие председатель совета, сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. В мероприятии приняли участие замглавы Минэкономразвития Евгений Елин, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов, руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта, а также эксперты совета, члены общественных организаций, представители антикоррупционных организаций и вузов, заказчики, представители бизнес-сообщества, гражданские активисты.

Антон Данилов-Данильян заявил о необходимости «перезагрузки» работы Экспертного совета, придания ему большего веса в принятии влияющих на отрасль решений. Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития, по мнению председателя Совета, при разработке нормативно-правовых актов и выработке важнейших решений по регулированию закупочной деятельности практически не советуется с экспертами в области закупок. «Мало просто рассылать по членам Экспертного совета какие-то предложения в области государственных и корпоративных закупок, – сказал он. – Очень важно вырабатывать коллективные решения на заседании самого совета. Это положение есть и в приказе министра о создании совета, и очень хорошо понимается нами. К сожалению, почти все нормативные акты в сфере закупок принимаются кулуарно без участия членов Совета. Между тем, именно в спорах рождается истина, важнейший компромисс, который мы потом будем транслировать всему обществу».

Антон Данилов-Данильян напомнил, что члены Экспертного совета – это крупные специалисты, лидеры общественного мнения по своим направлениям. «Надо вести с ними разговор, не надо прятаться, – призвал он представителей Минэконморазвития. – Иначе результатом работы министерства будет выход некого решения, которое с членами Совета не обсуждалось и зачастую расходится с представлениями экспертов в области закупок, аргументы не ясны, пояснительные записки либо не всегда доступны, либо куцые. Всё это порождает напряжение, абсолютно не нужное ни департаменту, ни министерству в целом». По словам главы Экспертного совета, на 10 марта насчитывалось 10 важнейших нормативных актов, которые вообще не обсуждались с советом – один закон и девять постановлений правительства. Необходимо все проекты нормативных актов в сфере закупок выносить на публичное обсуждение Совета».

«Мы действительно считаем, что необходима некоторая перезагрузка либо активизация экспертного совета, – согласился замглавы Минэкономразвития Евгений Елин. – В последнее время мы наблюдаем целый ряд тенденций, которые не могут нас не настораживать. Более того, появились новые факторы, которым мы либо не придавали значения, либо не продавали должного значения, которые сейчас начали достаточно серьёзно влиять на всю нашу деятельность».

Участники заседания рассмотрели инициативы министерства по отбору операторов электронных площадок для проведения торгов в соответствии с 223-ФЗ. Практически все эксперты посчитали такой административный отбор нецелесообразным, разрушающим принципы здоровой конкуренции и предложили ввести вместо него принципы рыночного саморегулирования и деятельности на основе единых установленных государством требований без ограничения количества участников еще достаточно молодого рынка ЭТП.

Множество вопросов у экспертов вызвал и проект Минэкономразивития по отбору ЭТП в соответствии с 44-ФЗ. «Ведомство пошло по пути отбора специализированной организации, которая должна будет принять решения, какие из площадок будут вправе работать (так называемый технологический аудит), – напомнил руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта. – Мы считаем, что те критерии, по которым будут отбираться площадки, непрозрачны. Они не были доведены до мнения экспертного сообщества. Создаётся опасение, что качественно отобрать площадки, которые бы учли все существующие проблемы, не получится. Такая спешка по отбору площадок нам не понятна».

Участники заседания отметили, что проект отбора ЭТП по ФЗ-44 содержит коррупциогенные нормы, допускает непрозрачный, основанный на субъективных критериях и предпочтениях отбор операторов группой чиновников без участия гражданского общества. Эксперты сошлись во мнении, что, прежде чем отбирать ЭТП, нужно написать и утвердить единые требования к ЭТП. Затем можно провести аудит существующих ЭТП и лишь после этого решать, соответствуют ли ЭТП требованиям, расширять ли список, проводить ли новый отбор.

Дополнительная информация:

Государственные закупки (44-ФЗ) и закупки госкомпаний (223-ФЗ) продолжают играть важную роль в стимулировании развития российской экономики. Повышение их эффективности невозможно без обеспечения механизмов закупок, отвечающих базовым принципам конкурентности и прозрачности.

По данным Портала закупок http://www.zakupki.gov.ru, в 2014 году сумма опубликованных извещений по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) и по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ) составила 23,8 трлн. рублей.

Государство на сегодняшний день является крупнейшим заказчиком. Сегодня годовой объем закупок органов государственной власти составляет более 6 трлн. руб., еще более 17 трлн. рублей – это закупки компаний с государственным участием, унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений. Таким образом, более 30% ВВП перераспределяется через рынок государственных закупок и корпоративного сектора - систему контрактных отношений, данная система является главным инструментом, обеспечивающим практическое выполнение обязательств государства перед населением и мощным механизмом развития отечественного бизнеса.

В настоящее время работает 5 федеральных электронных торговых площадок, уполномоченных Правительством РФ на работу в рамках 44-ФЗ, ранее 94-ФЗ (отобраны в январе 2010 г. как уполномоченные электронная площадка при проведении государственных и муниципальных закупок). В настоящее время работает 127 электронных площадок, обеспечивающих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Специального отбора таких площадок не проводилось, заказчики вправе в отличие от Закона № 44-ФЗ проводить процедуры закупок на любых площадках.

Брянские студенты будут следить за госзакупками

понедельник, 27 апреля, 2015

Проект «Студенчество за честные закупки» запустило брянское региональное отделение Общероссийского народного фронта, сообщает пресс-служба областного правительства. Презентовали его в БГТУ в пятницу, 24 апреля. В мероприятии поучаствовали глава региона Александр Богомаз, мэр Брянска Вячеслав Тулупов, федеральный инспектор по области Михаил Калашников, представители ОНФ, общественники и студенты.

Новый проект, который представляет собой открытую сеть для борьбы с коррупцией, расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере госзакупок, должен стать серьезным подспорьем правительству Брянской области.

«Важно не только уметь разбираться в коррупционных схемах, которые часто используют недобросовестные заказчики, необходимо видеть моральную сторону проблемы. Важно своевременно реагировать на необоснованное завышение цены на товар, — подчеркнул Александр Богомаз. — Есть у нас факты, когда бюджетные организации хотели закупать компьютерную технику по цене в два раза выше рыночной. Такого быть не должно, и мы будем жестко с этим разбираться. Мы никому не позволим наживаться за счет бюджета Брянской области».

Во время презентации проекта студентам рассказали о «Серой книге Остапа Бендера». Это своеобразный учебник, написанный в юмористической форме. В нем описаны 24 наиболее популярные схемы, которые используют нечистые на руку чиновники. При этом книга содержит в себе серьезный аналитический материал и большой информационный блок, который позволит активистам ОНФ выявлять серые схемы по косвенным признакам.

Участником проекта может стать любой житель Брянщины. Благодаря обширной информации на сайте проекта и в социальных сетях можно приобщиться к работе по мониторингу закупок, не имея даже профессионального образования в сфере госзакупок.

Глава региона предложил создать специальный раздел «За честные закупки» и на сайте областного правительства, куда каждый желающий сможет направить информацию о коррупционных схемах при размещении госзаказов. При выявлении коррупционных схем к недобросовестным чиновникам незамедлительно будут приняты соответствующие меры.

«Считаю особенно важным привлекать к участию в этом процессе молодежь. Важно воспитать неравнодушных молодых людей, душой болеющих за свою Родину», — заключил Александр Богомаз.

В Москве выявили сговор участников аукционов на 70 миллионов рублей

понедельник, 27 апреля, 2015

Власти Москвы выявили устное картельное соглашение трех компаний, участвовавших в семи электронных аукционах на право исполнения госзаказа города на общую сумму около 70 миллионов рублей. Об этом сообщает пресс-служба столичного департамента по конкурентной политике.


Как пояснил глава департамента Геннадий Дегтев, в ходе электронных аукционов участники торгов использовали один и тот же IP-адрес (точку доступа в интернет). Выявленный факт был передан в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Комиссия московского УФАС признала наличие нарушений антимонопольного законодательства в действиях трех организаций. По ее данным, действия компаний привели к поддержанию цен на семи электронных аукционах по обслуживанию лифтового хозяйства и выполнению противопожарных мероприятий в бюджетных учреждениях.

По предварительным данным, общий размер административного штрафа за нарушение антимонопольного законодательства составит почти 59 миллионов рублей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806