Новый уровень контроля. Интервью начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяны Демидовой

вторник, 19 мая, 2015

Федеральная антимонопольная служба — один из главных контролеров сферы закупок. О проблемах реализации Закона № 44–ФЗ, об эффективности контрактной системы и ее новых механизмах мы побеседовали с начальником управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяной Павловной ДЕМИДОВОЙ.

— Татьяна Павловна, как вы оцениваете существующую на сегодняшний день контрактную систему?

— На мой взгляд, давать оценку действующей контрактной системе преждевременно, поскольку в минувшем году Закон № 44–ФЗ работал не в полном объеме. Действовали только нормы в части определения поставщика. Механизмы, которые отличают Закон № 44– ФЗ от действующего ранее Закона № 94–ФЗ — планирование закупок, контроль исполнения контрактов, по сути дела еще не заработали надлежащим образом.

Как известно, цель принятия закона о контрактной системе как раз заключалась в том, чтобы отрегулировать полную стадию закупок: начиная с этапа планирования и завершая не только приемкой результата исполнения контракта, но и оценкой эффективности достигнутого. Поэтому по окончанию 2014 года можно дать оценку только самим закупочным процедурам, насколько они выгодны, прозрачны, удобны для заказчиков и участников. А делать итоговый вывод о достижении цели или ряда целей, поставленных при принятии закона о контрактной системе, можно будет только по итогам 2015 года, когда мы увидим и сможем оценить результаты применение Закона № 44–ФЗ без примесей его предшественника.

— Закон № 94–ФЗ критиковали с момента его появления. По вашему мнению, в законе о контрактной системе удалось устранить все пробелы?

— Закон № 94–ФЗ критиковали в частности за то, что он не позволяет ограничивать, например, закупки предметов роскоши. Закон № 44–ФЗ содержит механизмы, которые должны привести к урегулированию данной проблемы, а именно — нормирование, планирование, обоснование закупки. Это все предусмотрено действующим законодательством, но, к сожалению, в настоящий момент эти механизмы еще не заработали в полном объеме.

Планирование закупок будет осуществляться только с 2016 года. В части нормирования некоторые правовые акты Правительством РФ уже приняты, но они носят точечный характер: разработаны показатели для нормирования закупок автомобилей, мобильной связи. На мой взгляд, это связано с тем, что регулирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должно быть идеальным решением между интересом закупить нужное и интересом закупить это нужное по оптимальной цене. Нормативно-правовое регулирование потребностей не должно нарушать эти интересы, что на мой взгляд, весьма затруднительно, поэтому законодатель в данном вопросе идет пошагово, принимая локальные правовые акты.

Положительные моменты связаны с общественным контролем. В рамках закона о контрактной системе все те начинания, которые формировались еще в рамках Закона № 94–ФЗ (общественное обсуждение закупок, участие в форумах) обрели юридическую силу. Сегодня механизм общественного контроля переходит в более профессиональную область. Общественные контролеры — не просто интересующиеся граждане, это люди которые говорят на профессиональном языке, знают нормы закона, знакомы с механизмами обжалования и защиты. Развитию общественного контроля большое внимание и поддержку оказывает государство. В настоящее время существует много программ по обучению общественных контролеров, в том числе и в ряде ведущих вузов страны. Этот механизм, пожалуй, наиболее реализованный по сравнению со всеми остальными, которые действуют в рамках Закона № 44–ФЗ.

— Какие законодательные пробелы выявлены в законе о контрактной системе за первый год его работы?

— Сегодня мы наблюдаем значительный рост (в стоимостном выражении) доли открытых конкурсов и конкурсов с ограниченным участием. Это связано с тем, что закупки строительных работ, которые в рамках Закона № 94–ФЗ осуществлялись исключительно в форме электронного аукциона, с учетом норм законодательства о контрактной системе осуществляются посредством открытого конкурса. Данный способ отличается тем, что устанавливает стандартные показатели и требования к участникам и позволяет заказчикам отбирать подрядчиков по субъективным неценовым критериям закупок.

Нам, как контролерам, этот механизм нравится меньше всего, поскольку наличие любого субъективного критерия дает возможность определять победителя не совсем открыто и прозрачно. Кроме того, конкурс предусматривает в качестве основной формы подачи заявок — бумажную, что также не обеспечивает прозрачность закупочных процедур. Были факты и неправомерного выбора способа закупки: вместо открытого конкурса проводился конкурс с ограниченным участием. Одним словом, данный механизм оставляет много вопросов, поэтому мы держим его под контролем, проводим мониторинг, анализируем возникающие проблемы и их последствия. Кроме того, чтобы оптимизировать закупочную деятельность заказчиков и защитить интересы участников закупки ФАС совместно с Минэкономразвития России активно ведет разъяснительную работу по спорным вопросам.

— Закон № 44– ФЗ предусматривает возможность подачи заявок, в том числе и на конкурс, в электронной форме. Вместе с тем установлено, что подача документов в электронном виде может осуществляться только через единую информационную систему, которая в настоящее время не создана. По факту участники имеют право воспользоваться только одной возможностью подать заявку — в бумажном формате в конверте. Что делает ФАС для разрешения этой проблемы?

— ФАС выступила с предложением внести изменения в закон о контрактной системе в части перевода всех способов определения поставщика в электронный формат. Предложение было поддержано и 17 февраля в Государственной думе прошло первое чтение законопроекта, предусматривающего такие изменения. Для всех очевидно, что нужно двигаться вперед и переходить на новый уровень закупок. Это позволит оптимизировать закупочные процедуры и сократить затратную часть, сэкономить на бумаге, принтерах, печати, почтовых расходах и т. д.

— Еще одной проблемой, связанной с применением положений Закона № 44–ФЗ, является уход госзаказчиков от его процедур через предоставление субсидий унитарным предприятиям.

— Да, действительно, с 2014 года все унитарные предприятия работают по 223–ФЗ. Это означает, что данные предприятия осуществляют закупки по утвержденному положению о закупках, которое они по сути сами для себя формируют. Чтобы облегчить себе жизнь — не проводить закупки по нормам закона о контрактной системе, заказчики представляют субсидии унитарным предприятиям и, на наш взгляд, это очень большая проблема, поскольку подобные схемы приводят к произвольному и неконтролируемому расходованию бюджетных средств. В данной части мы считаем, что необходимо распространить нормы Закона № 44–ФЗ на унитарные предприятия как минимум в части денежных средств, выделяемых в форме субсидий.

Законопроект о переводе с 1 июля 2015 года унитарных предприятий на нормы закона о контрактной системе был подготовлен и в настоящее время находится на доработке. Учитывая оставшееся до озвученной даты время закон, скорее всего, принят не будет. По дальнейшим срокам Правительством РФ окончательного решения также не принято. К тому же речь в законопроекте идет только о бюджетных инвестициях на капитальное строительство, а мы же говорим о субсидиях, которые выделяются не только на капстроительство, но и на любые другие цели. В ряде субъектов России зафиксированы факты, когда бюджетные средства выделяются в форме субсидий, в том числе и на закупку лекарственных средств, вывоз бытового мусора, что на наш взгляд недопустимо и должно осуществляться только в рамках закона о контрактной системе. В этой части законопроекта пока нет, имеется только поручение проработать данный вопрос — насколько здесь требуется нормативно-правовое решение.

— Приоритетное направление развития контрактной системы — создание единой информационной системы, каталога работ и услуг, формирование библиотеки типовых контрактов, внедрение механизмов планирования и нормирования. По вашему мнению, эти механизмы облегчат работу контролирующих органов?

— На Федеральную антимонопольную службу возложены определенные функции — контроль за процедурой осуществления закупок. Часть названных механизмов таких как нормирование, планирование, обоснование начальной (максимальной) цены контракта — это прерогатива других контрольных органов: Росфинанадзора, Казначейства России. Поэтому в этой части могу высказать только субъективное мнение.

Безусловно, данные механизмы призваны унифицировать все закупочные процедуры и как следствие облегчить жизнь всем участникам закупочного процесса и, конечно, контролерам. Очень ждем появление библиотеки типовых контрактов. С одной стороны, когда заказчик будет видеть правила формирования закупки того или иного предмета, определения условий исполнения контракта — это приведет к снижению рисков нарушений при формировании проекта и условий соответствующего контракта. С другой — обеспечит единообразную практику, понятность и доступность условий контракта и его исполнения.

Сегодня мы имеем проблему, когда каждый заказчик формирует для себя документацию, устанавливает свои требования к исполнению контракта, к участникам закупки. Разработка каталога типовых контрактов позволит заказчику уже при выборе предмета закупки получить возможность знакомиться с документами, регулирующими соответствующую сферу, что на наш взгляд очень важно.

— Отмена обязанности заказчика согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком с ФАС порадовала не только участников закупки, но и, наверное, саму Службу. Однако, как вы оцениваете риск резкого увеличения количества нарушений, связанный с этими изменениями?

— Прежде всего хочу уточнить, что необходимость согласования с ФАС заключения контракта с единственным поставщиком отменена в случае проведения электронного аукциона и запроса котировок. При проведении конкурса, где как раз присутствует субъективный критерий определение поставщика, необходимость согласования сохраняется. В части электронных аукционов мы видим самые минимальные риски сговора либо согласованных действий, каких-то иных коррупционного факторов. Этот способ определения поставщика, повторюсь, более объективен, более открыт и прозрачен.

К тому же, на сегодняшний день сформировано несколько механизмов защиты и контроля. Как я уже говорила, работает общественный контроль, когда любая общественная организация, граждане имеют право ознакомиться с информацией о закупке и в случае выявления нарушений обратиться к контролерам, в том числе в антимонопольную службу, с жалобой. Кроме того и сами участники закупки имеют право обжаловать действия или бездействия заказчиков в рамках процедуры закупки. Такой блок самоконтроля уже запущен.

Да и последующий контроль никто не отменял. Мы имеем право проводить внеплановые проверки. Они проводятся на основании жалобы участника закупки, другой информации о нарушении законодательства о закупках поступившей к нам. Кроме того, правоохранительные органы сохраняют за собой полномочия по проведению проверок действий заказчиков. Поэтому в этой части мы не видим особых рисков.

— В настоящее время обсуждается идея ликвидации контрольных полномочий органов местного самоуправления в сфере закупок и передачи их на региональный уровень. С чем связана эта идея? Вы считаете она оправдана?

— Данное предложение связано с фактами, выявленными в 2014 году, и речь идет именно о механизме согласования контракта с единственным поставщиком. В законе о контрактной системе заложено, что функции государственного и муниципального контроля распределены между органами контроля в зависимости от уровня, задач и предмета проверки. За соблюдением порядка в сфере закупок следят федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления, уполномоченные контролировать сферу закупок. На практике получилось так, что во многих муниципальных образованиях контрольные органы не были созданы, что привело к невозможности заключения контрактов с единственным поставщиком, поскольку согласовывать их было некому.

Кроме того, в состав контрольного органа должны входить лица, обладающие определенными знаниями и уровнем образования. Это влечет за собой дополнительные затраты на обучение и содержание этой структуры. При этом мы видим, что контроль на муниципальном уровне не всегда объективен. Закон № 94–ФЗ позволял муниципальным образованиям передавать контрольные функции на уровень субъекта. Очень многие муниципалитеты этим пользовались. Сейчас такого механизма, к сожалению, нет. Но законопроект с соответствующими предложениями подготовлен, будут ли они поддержаны, время покажет. На наш взгляд данное предложение не лишено здравого смысла и экономической составляющей.

— Сферу закупок контролируют несколько контролеров. Существует ли взаимосвязь между ними? Как действуют контролеры, обнаружив нарушение, не относящее к их полномочиям?

— Взаимодействие безусловно есть. Следуя общепринятой практике, антимонопольная служба заключила соглашение о сотрудничестве со Счетной палатой РФ, в рамках которого мы берем на себя обязательства направлять информацию о нарушениях, не относящихся к нашим полномочиям, в соответствующие контрольные органы. Проводится работа и по обмену опытом. Поэтому говорить, что мы оторваны друг от друга нельзя. Да и система, заложенная в Законе № 44–ФЗ, не позволяет нам отрываться друг от друга.

К примеру, в публикуемом извещении о закупке содержатся те сведения, которые заложены на стадии планирования, указывается то обоснование начальной (максимальной) цены, что заложено в плане-графике. Нельзя осуществить закупку если она не размещена в плане-графике в течение срока, установленного законом. Все эта информация имеется на общероссийском сайте, а когда создадут единую информационную систему — будет интегрироваться в ней. То есть сегодня закладывается механизм сквозного электронного контроля, при котором становится неважно сообщил один контрольный орган другому о выявленном нарушении или не сообщил — вся информация есть в открытом доступе.

Сегодня, мы выходим на новый уровень, когда осуществляется не только прямой контроль, но и контроль на уровне единой информационной системы, так называемый технический контроль. Так что говорить о том, что какая-то область закупок выпадает из-под контроля, не приходится. Сегодня, напротив, для нас становится главным не допускать двойного контроля, что более критично и болезненно.

«Народный фронт» заподозрил мэрию Москвы в незаконных госзакупках

вторник, 19 мая, 2015

Активисты московского штаба ОНФ подозревают правительство Москвы в нарушении правил государственных закупок на сумму 1,7 млрд рублей и подготовили обращения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и прокуратуру города. В рамках проекта «За честные закупки» ОНФ предъявило претензии властям большинства регионов, однако от серьезных претензий к столичной мэрии до сих пор воздерживалось. Замруководителя Государственного бюджетного учреждения (ГБУ) Москвы «Автомобильные дороги» Алексей Елисеев считает закупки полностью соответствующими законодательству. Он заявил “Ъ”, что они одобрены межведомственной рабочей группой, членами которой являются не только представители департаментов столичного правительства, но и ФАС.

Как стало известно “Ъ”, московский штаб ОНФ готовит заявления в прокуратуру и ФАС по поводу госзакупок, размещенных департаментом Москвы по конкурентной политике для нужд ГБУ «Автомобильные дороги». В них активисты ОНФ усматривают нарушения антимонопольного законодательства. Так, с 18 по 20 мая за 48 часов в город должны быть поставлены более 20 тысяч тонн краски для нанесения дорожной разметки. Стоимость маркировочных материалов составила более 855 млн рублей и 890 млн рублей. Таким образом, в сумме краска для разметки обойдется ГБУ «Автомобильные дороги» более 1,7 млрд рублей. Согласно федеральному законодательству, госзакупки на такую сумму могут проводиться лишь после общественного обсуждения, однако, как предполагают в ОНФ, закупки намеренно разделены на две, чтобы избежать общественного обсуждения.

Также в ОНФ подозревают, что организаторы закупки «подогнали» условия проведения закупки (объем, сроки поставки, условия транспортировки и хранения) под конкретных поставщиков. Так, максимально возможный срок поставки материалов составляет лишь два календарных дня (8,5 тыс. тонн продукции и еще 11,6 тыс. тонн в рамках второй закупки). Вопросы вызвала также транспортная логистика закупок — увеличение транспортных расходов в связи с доставкой на склады, которые, скорее всего, станут «перевалочными» и удорожат поставку. На аукцион зарегистрировались лишь по одному участнику.

«Для перевозки такого количества краски за 48 часов понадобится тысяча фур, автоколонна должна составить не меньше 15 километров — полное безумие и противоречие транспортной концепции! Ведь столичные власти не пускают в Москву грузовой транспорт»,— заявил “Ъ” депутат Госдумы Вячеслав Лысаков (с мая сопредседатель столичного штаба ОНФ). По его мнению, по таким примерам «можно составлять пособие»: как обойти общественные слушания и антимонопольные ограничения. Он подтвердил, что по уже сложившейся в других регионах практике, движение и активисты проекта «За честные закупки» подготовили запросы в ФАС и прокуратуру. Господин Лысаков, который уже критиковал столичное правительство за работу платных парковок, считает, что руководству Москвы необходимо проконтролировать закупочную деятельность ГБУ «Автомобильные дороги». Он выразил сомнение, что подобная поставка вообще может быть выполнена в срок.

Замруководителя ГБУ «Автомобильные дороги» Алексей Елисеев заявил “Ъ”, что считает обе закупки полностью соответствующими законодательству, и организация готова предоставить любые подробные обоснования в рабочем порядке. По его словам, по сравнению с прошлым годом проведена централизация госзакупки с целью контроля качества и удешевления. Разделение поставки на две закупки он объяснил тем, что часть разметочного материала (в основном это не краска, а термопластик) поставляетcя для нужд ГБУ (выполняющего работы по нанесению разметки собственными силами), а часть — для организаций, выполняющих работы по нанесению разметки согласно заключенным государственным контрактам на выполнение работ; базы, на которые поставляется материал, не являются перевалочными и имеют территориальную привязку, как раз для упрощения логистики. «Ни одна база не находится в пределах Садового кольца, для доставки в пределы черты города есть свои правила, в том числе в ночное время»,— говорит господин Елисеев. Он упомянул о том, что эти закупки одобрила межведомственная рабочая группа, членами которой являются не только представители департаментов столичного правительства, но и ФАС, а также есть положительная экспертиза Городского агентства управления инвестициями Москвы.

Напомним, в рамках проекта «За честные закупки» президентское движение уже выдвигало претензии к большинству региональных властей, однако от серьезных претензий к столичной мэрии движение до сих пор воздерживалось. Перемены наступили после того, как руководителем столичного исполкома ОНФ стал заместитель главы УВП по региональной политике Виктор Селиверстов, а в начале месяца столичные фронтовики после длительных консультаций избрали новых сопредседателей (в том числе, Вячеслава Лысакова и ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова). Критики долгое время удавалось избегать и подмосковному губернатору Андрею Воробьеву, однако под нажимом ОНФ весной подмосковное правительство сократило расходы на информирование о своей деятельности примерно на 300 млн руб. Московская область осталась последним субъектом РФ, где еще не прошло обновление состава участников движения. Это связано с полицентричностью региона, в котором трудно подобрать известных всему региону лидеров общественного мнения, способных на критичное, но конструктивное отношение к областным властям. По сведениям “Ъ”, подмосковный штаб ждет ротация до 50% участников, а действующие сопредседатели могут продолжить работу в ОНФ уже в другом качестве.

«Эти губернаторы всегда считались “священными коровами”. Но в Москве и Подмосковье необходимо заполнить нишу, которую теоретически могла бы занимать оппозиция. Поэтому слияние ОНФ и власти, как это происходит в некоторых регионах, здесь было бы контрпродуктивно»,— полагает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2729278

Дайте точку опоры. Меры господдержки серьезно меняют ситуацию на рынке лекарств и медизделий

вторник, 19 мая, 2015

В этом году принято несколько законодательных актов, которые окажут серьезное влияние на обеспечение населения лекарствами и медицинскими изделиями. Так, серьезной новеллой в Федеральном законе "Об обращении лекарственных средств" стала недавно принятая поправка об обязательной экспертизе взаимозаменяемости препаратов.

Это требование должно вступить в действие с 2018 года. Однако инициировавшая ее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ратует за ускорение и экспертизы, и приказов минздрава по номенклатуре взаимозаменяемых препаратов.

- Чтобы стимулировать конкуренцию, необходимо изменить систему ценообразования, - считает заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Юлия Ермакова. - Недавнее постановление правительства дает возможность принять новую методику с учетом референтных цен не с июля, как предполагалось, а значительно раньше. Для этого необходимо определить референтные страны по экономическому уровню (ВВП на душу населения), близкому к показателю нашей страны. Мы считаем, что разница должна быть не более 10-15%.

Новая методика ценообразования готовится и на лекарственные препараты, и на имплантируемые медизделия, которые используются при оказании медпомощи по программам обязательного медицинского страхования - оба документа должно утвердить своими постановлениями правительство.

- Для нас, как для предприятия, созданного под цели импортозамещения в соответствии со стратегией "Фарма-2020", прежде всего важно, чтобы новая методика в полной мере отвечала этим задачам, - говорит замглавы компании "Рафарма" Александр Агеев. - В ней предполагается, что индексация цен для российских производителей может быть выше инфляции, если будет доказано, что увеличились расходы, выросли цены на субстанции и т.д. Но это не решение проблемы.

Сегодня при регистрации предельной отпускной цены отечественный производитель может заложить не более 20% маржи, при том, что иностранные производители аналогичных препаратов получают до 500% прибыли и больше. В себестоимость препарата российский производитель не может закладывать реальные расходы на маркетинг, продвижение и т.д., как иностранная фарма. Мы эти расходы должны подтверждать. Но не можем превысить цену, уже зарегистрированную на этот препарат на территории России после 2010 года. То есть фактические затраты на производство, соответствующее стандартам GMP, инфляция, цены на субстанции не являются обоснованием для повышения себестоимости. Для иностранной фармы может быть зарегистрирована новая цена на каждый новый ввезенный препарат, в которую включается и частота "мелькания" рекламы, и расходы на визиты представителей к врачам и провизорам, и "бонусы" от этих визитов. Пока эти вопросы не будут решены, не может быть и речи о равных условиях на рынке.

Минпромторг обнародовал свои планы по замещению импорта в химической, фармацевтической и медицинской промышленности. К 2020 году должно значительно вырасти производство медицинских изделий. Планируется уменьшить зависимость от импорта различных вспомогательных принадлежностей, таких как вата (с 39 до 30%), хирургические перчатки (с 95 до 60%), катетеры (с 96 до 35%), хирургические инструменты и гипс (с 38 до 30%). Производство сложных протезов планируется повысить так, чтобы доля закупаемых по импорту снизилась с 90% до 24-55% - в зависимости от вида.

Рынок компьютерных томографов в России к 2018 году будет лишь на 12% состоять из импортных приборов - против 55% в прошлом году. А магнитно-резонансных томографов страна будет закупать лишь половину вместо 95%. Значительно вырастет производство отечественной рентгеновской аппаратуры - по импорту будет закупаться лишь 9-12% вместо 30-56, а также электрокардиографов - их будут импортировать всего 10% вместо 64. Кроме того, предусмотрены меры, замещающие импорт, и в отношении дезинфицирующих средств, холодильников, термометров.

- Объявленные планы вполне выполнимы, по крайней мере, в части рентгеновского оборудования - уже сегодня российские производители способны в большой степени обеспечить медицинскую отрасль качественной техникой, - уверен генеральный директор компании "Электрон" Александр Элинсон. - Более того, около 70-80% импортной продукции, приобретаемой ежегодно для нужд отечественного здравоохранения за последние 5 лет, уже имеет отечественные аналоги. Осталось только сломать стереотипы, преодолеть незаслуженно предвзятое отношение к отечественному продукту - с этой проблемой сталкивается, наверное, любая отрасль в нашей стране.

Кроме того, в России уже есть целый ряд примеров эффективной локализации в сфере разработки и производства медтехники. С учетом интереса к нашему рынку со стороны мировых производителей число этих проектов будет только расти. Более того, меры поддержки медицинской промышленности, которые предпринимает государство, способны значительно ускорить появление и новых отечественных разработок, которые будут не только соответствовать мировым стандартам, но и претендовать на экспортную привлекательность. В конце концов, многое из того, что создается в мире, часто делается именно с участием наших российских разработчиков.

Статистика последних месяцев подтверждает: меры господдержки меняют ситуацию в медпроме. В марте производство медизделий выросло на 17,6% по сравнению с февралем. Зафиксирован прирост производства этой продукции на 10,6% и по отношению к марту прошлого года. Всего в первом квартале произведено медицинских изделий на 6,2 млрд рублей - на 7,7% больше, чем за тот же период прошлого года.

- Важно, что это реальный рост производства, а не увеличение стоимости продукции, - комментирует заместитель директора департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности минпромторга Дмитрий Колобов. - Показатели отрасли превышают общий уровень роста цен.

- Темпы роста рынка медицинских изделий вернутся к "нормальным значениям" в 2016-2018 годах: на мировом рынке - в пределах 5-6% в год, в России - 8-10% в год, - полагает генеральный директор компании "Медитэкс" Андрей Виленский.

Минэкономразвития предложило запретить госзакупки иностранного софта

пятница, 15 мая, 2015

Минэкономразвития выступило против законопроекта об ограничениях на госзакупки иностранного софта, подготовленного главой комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонидом Левиным и отраслевыми экспертами. На предварительных (нулевых) чтениях в Общественной палате представители министерства сообщили, что готовится постановление правительства с прямым запретом на закупки иностранного софта в случаях, когда существует отечественный аналог. Первое чтение законопроекта должно состояться в следующую пятницу, 22 мая.

По словам замдиректора департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития Дмитрия Готовцева, они поддерживают проект постановления, разработанный Минкомсвязи, который предусматривает создание реестра отечественного программного обеспечения ПО по категориям. Например, в категорию «Антивирусы» будут включены все отечественные антивирусные системы. Проводя закупки софта, любое ведомство должно будет выбирать лишь внесенные в реестр программы. И только если в реестре по нужной категории ничего нет, можно закупать иностранный софт.

Директор Фонда развития интернет инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов отметил, что текущая версия законопроекта «мягкая», она создавалась, чтобы дать «госорганам возможность для маневрирования». Согласно законопроекту Левина, госорганы смогут при необходимости обосновать невозможность закупки отечественного софта и пояснить, почему необходимо купить именно иностранный.

Как рассказал «Известиям» Леонид Левин, комитет Госдумы по IT не планируют принятие закона, который будет запрещать использовать иностранный софт. По его мнению, надо хотя бы год посмотреть, как будет работать законопроект, и уже потом принимать дальнейшие решения.

Председатель правления АНО «Институт развития интернет» (ИРИ) Герман Клименко уверен, что законопроект принимать надо.

— К нему может быть масса замечаний, но это лучше, чем ничего не делать, — добавил Клименко.

Он напомнил, что компания Microsoft зарабатывает на российских госзакупках более $1 млрд в год.

Президент фонда информационной демократии Илья Массух также поддержал принятие законопроекта, отметив, что не так давно Сбербанк закупил на сумму более 1,5 млрд рублей иностранную антивирусную программу, хотя есть отечественные, и не хуже.

Замначальника управления информационных технологий Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Алексей Лукацкий отметил, что необходимо предусмотреть процедуру исключения программ из реестра. Бывают случаи, когда компании уходят с рынка — например, в случае слияния компаний.

В подготовленном в комитете по IT Госдумы законопроекте даны критерии того, какое программное обеспечения (ПО) можно признать отечественным. Для этого исключительное право на соответствующее ПО во всем мире может принадлежать Российской Федерации или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской некоммерческой организации, коммерческой организации, в которой более 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам и которая не признается контролируемой иностранным лицом. Также данное ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны составлять гостайну.

В законопроекте сказано, что при закупке ПО государственный заказчик обязан установить «ограничение закупки программными средствами и информационными продуктами вычислительной техники, сведения о которых внесены в реестр отечественного программного обеспечения, или обосновать в документации о закупке невозможность или нецелесообразность такого ограничения».

ФАС признала учреждение Минэкономразвития нарушившим закон «О контрактной системе» при проведении аукциона

пятница, 15 мая, 2015

Московское управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) признала лечебно-реабилитационный центр министерства экономического развития РФ нарушившим закон «О контрактной системе» при проведении аукциона. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.


Ранее был объявлен аукцион на уборку помещений центра и прилегающей к нему территорий. Как было установлено комиссией УФАС, большинство пунктов аукционной документации содержало требования к непосредственному проведению уборки и ее качеству, что является излишним. Так, в документации заказчика в том числе было указано: «Для борьбы с плесенью поверхности в помещениях сначала очищают от плесени, затем двукратно протирают ветошью, смоченной в 0,5% растворе средства, с интервалом между обработками 15 минут»; «Обработку поверхностей объектов способом орошения проводят с помощью гидропульта, автомакса, аэрозольного генератора и других аппаратов или оборудования, разрешенных для этих целей, добиваясь равномерного и обильного смачивания».

Как уточняется в сообщении, такие требования не позволяют участникам закупки однозначно определить потребности заказчика и сформировать заявку. Кроме того, из девяти поданных на участие в данном аукционе заявок допущена была только одна.

Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ признан нарушившим закон «О контрактной системе», нарушителю выдано предписание о внесении в аукционную документацию изменений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806