Перевод госзаказа на электронные торги задержался

среда, 9 декабря, 2015

Торги на электронной площадке считаются способом повысить прозрачность закупок и снизить цены. В феврале 2015 г. был принят в первом чтении законопроект, который обязывал проводить все госзакупки в электронной форме уже с 1 июля 2015 г. Но он до сих пор готовится ко второму чтению.

Проект поправок ко второму чтению был согласован без замечаний и внесен Минэкономразвития в правительство, комментирует представитель министерства. Но в нем уже другие сроки: с 1 июля 2016 г. переход на полностью электронные торги будет правом заказчиков, а обязанностью станет позже. Ведомства долго согласовывали документ, поскольку законопроект касается их напрямую, просили для себя исключений, объясняет задержку председатель комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков.

Переход на электронные торги обеспечит анонимность заявок, уменьшит риск сговора, снизит вес субъективных критериев при оценке заявок, а также исключит возможность влиять на содержание жалоб и порядок их подачи, комментирует представитель ФАС – одного из инициаторов законопроекта.

Видимо, доработать в эту сессию не удастся, но рассчитываем принять весной, отмечает Аксаков. ФАС и Минэкономразвития надеются на принятие проекта до конца года. Проект планируется отправить в Госдуму на следующей неделе, говорит представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова: правительство приложит все усилия, чтобы документ был принят до конца года.

Нужно оставить возможность торгов и в бумажном виде, уверен куратор рабочей группы по закупкам Экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский. Например, для небольших закупок – иначе индивидуальному предпринимателю, чтобы продать несколько мешков картошки детскому саду, придется купить электронную подпись. У нас и интернет есть не по всей стране, отмечает он. Или необходимо упрощать процедуры и доступ поставщиков к торгам, говорит Сухадольский.

Перевод в электронный вид не решит проблем с расчетами начальной цены, отмечает управляющий партнер «Ценовых и контрактных решений» Евгений Вдовин. Заказчики сейчас нарушают закон, например используя для расчета цены предложения от несуществующих компаний, подгоняют цены под лимиты финансирования, берут для расчета товары разных ценовых категорий или только продукцию дорогих марок, а потом по завышенной цене покупают дешевые аналоги, говорит Вдовин. Проблему определения цены решит каталог товаров, считает он. Пока на электронных площадках государство выбирает чуть больше половины поставщиков (см. график). Законопроект не просто переводит процедуры из бумажного вида в электронный, он заново описывает их – людям придется переучиваться, ждет Сухадольский.

Предлагается установить перечень случаев обязательного создания приемочной комиссии в рамках госзакупок

вторник, 8 декабря, 2015

Разработаны меры по повышению эффективности и результативности осуществления государственных и муниципальных закупок, снижению рисков злоупотреблений при их осуществлении. Минэкономразвития России подготовило соответствующий законопроект1.

Так, предлагается установить обязанность заказчика в отдельных случаях осуществлять приемку результатов исполнения контракта (этапа исполнения контракта) специально созданными приемочными комиссиями. На установление перечня случаев обязательного создания приемочной комиссии и требований к ее составу и порядку работы могут уполномочить Правительство РФ. В случае одобрения поправок высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ и местные администрации смогут дополнять определенный кабмином перечень таких случаев применительно к закупкам для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

Напомним, сейчас заказчики принимают решения о необходимости создания и утверждения состава приемочной комиссии для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги на свое усмотрение (ч. 6 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Авторы инициативы отмечают, что в настоящее время одним из возможных коррупционных злоупотреблений в сфере закупок является приемка и оплата фактически невыполненных работ (не оказанных услуг) или приемка товара ненадлежащего качества. Так как процедура приемки товара, результатов выполнения работ (оказания услуг) не является публичной, также могут возникать риски недобросовестных действий заказчиков (например, предъявление необоснованных требований к поставщику). Такие риски планируется снизить посредством создания приемочных комиссий с привлечением внешних экспертов, авторитетных общественных организаций.

Также инициатива предусматривает введение с 1 января 2017 года обязанности заказчика прилагать фотоотчет к отчету об исполнении государственного (муниципального) контракта или о результатах отдельного этапа его исполнения, если предметом такого контракта являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Такая мера направлена на повышение информативности размещаемых заказчиками в единой информационной системе отчетов о результатах исполнения контрактов. Ожидается, что применение публичных фотоотчетов будет стимулировать заказчиков более качественно осуществлять приемку результатов выполнения работ, сократит возможности для сговора заказчиков и подрядчиков с целью приемки фактически незавершенных работ.

Законопроект будет проходить общественное обсуждение до 21 декабря 2015 года.

Медведев обсудит с активистами ОНФ борьбу с коррупцией и госзакупки

вторник, 8 декабря, 2015

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев встретится во вторник с активистами Общероссийского народного фронта (ОНФ), темой встречи станут вопросы коррупции и нормирования госзакупок.

"Медведев проведет встречу с активом Общероссийского народного фронта, который проинформирует председателя правительства о своих последних инициативах в области энергоэффективности, безопасности дорожного движения, нормирования в области закупок органов власти и госкомпаний", — говорится в сообщении пресс-службы правительства.

По словам активистов, встреча пройдет по поручению президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина.

В конце ноября Путин в ходе встречи с активом ОНФ обсудил темы, связанные с борьбой с коррупцией и нарушениями в сфере госзакупок. По итогам встречи президент пообещал выработать список поручений профильным министерствам и ведомствам. Сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов отметил, что президент поддержал позицию движения практически по всем вопросам, особенно по заключительному — когда речь зашла о давлении на его активистов.

По словам Бречалова, активисты хотят обсудить с премьером те вопросы, которые поднимались на встрече с президентом.

"Мы ровно по поручениям президента (будем общаться — ред.). Соответственно, те вопросы, которые мы обсуждали на встрече с лидером движения (Владимиром Путиным — ред.) 27 ноября, мы будем их обсуждать с председателем правительства. Это и особые экономические зоны, и тема нормирования, и банк проектов строительства социальных объектов, и ремонтные работы", — сказал РИА Новости Бречалов.
Прозрачные госзакупки

Он отметил, что ключевым вопросом встречи станет наиболее проблемная тема, которой занимаются активисты ОНФ, — проблема коррупции и прозрачных госзакупок.

Ранее президент пообещал обсудить с главой Минэкономразвития возможность создания единой информационной системы в этой сфере. По мнению активистов, при закупках часто используются всевозможные "серые схемы", позволяющие чиновникам обходить законодательство, Путин же пообещал "посмотреть на персоналии".

При этом два постановления правительства, касающиеся нормирования госзакупок уже вступают в силу с января 2016 года, но, по мнению экспертов движения, в них много недостатков. В целом с момента запуска в 2013 году проекта ОНФ по общественному контролю в этой сфере было устранено нарушений на сумму более 166 миллиардов рублей.

Выступая 3 декабря с ежегодным посланием Федеральному собранию, глава государства заявил, что Генпрокуратура и правоохранительные органы должны быстро реагировать на информацию о нарушениях и коррупции при госзакупках.

Особые экономические зоны

Одной из ключевых проблем остается и развитие особых экономических зон (ОЭЗ). Президент на встрече с ОНФ пообещал проверить информацию о том, что выделяемые бюджетные средства на развитие ОЭЗ оседают на банковских депозитах, на что часто указывали активисты.

Так, например, руководитель проекта ОНФ "За честные закупки" Антон Гетта ранее заявил, что средства, выделенные на развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Ворота Байкала", расходуются неэффективно.

ОЭЗ "Ворота Байкала" была создана специальным постановлением правительства в 2007 году, где планировалось создать объекты инфраструктуры на 11,8 миллиарда рублей. Однако активисты таких объектов не обнаружили.
Байкал

Кроме того, экологическое состояние самого озера, по мнению "фронтовиков", оставляет желать лучшего. По данным ОНФ, принимаемые меры не направлены непосредственно на улучшение состояния озера.

Путин на встрече с активистами подчеркнул необходимость разработки плана системной работы в отношении решения проблем экологии Байкала, о которых неоднократно сообщали в ОНФ.
Строительство социальных объектов

В ОНФ отметили, что ранее передавали в кабмин предложения о строительстве типовых объектов, что существенно сократило бы расходы государства, однако никакого ответа получено не было. Лидер ОНФ ответил, что обсудит с правительством реализацию данного предложения при застройках там, где это возможно.

В отношении жилищного строительства в целом в своем послании к Федеральному собранию Путин призвал оказать такие меры поддержки в этой сфере, которые бы давали стимул для комплексного развития целых территорий.

НОСТРОЙ и СРО = отменить

понедельник, 7 декабря, 2015

Правительство отменяет саморегулирование в строительной сфере

У заместителя председателя правительства России Дмитрия Козака 23 ноября состоялось совещание с участием министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, первого заместителя председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елены Николаевой, статс-секретаря – заместителя руководителя Ростехнадзора Александра Рыбаса, директора департамента госрегулирования экономики Минэкономразвития Алексея Херсонцева, руководителя рабочей группы АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Леонида Казинца, директора департамента градостроительной деятельности и архитектуры Андрея Белюченко, а также ряда ответственных работников Аппарата правительства и федеральных органов исполнительной власти.

По итогам совещания приняты решения и даны соответствующие поручения, которые предусматривают отмену саморегулирования в строительной отрасли и сохранение его исключительно в сфере, связанной со строительными работами, проводящимися на основании обязательных конкурсных процедур.

В частности, главе Минстроя России Михаилу Меню поручено в срок до 31 декабря 2015 года подготовить и представить в правительство проект федерального закона, предусматривающего:
•отмену обязанности членов саморегулируемой организации получать свидетельство о допуске к работам по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, за исключением случаев заключения членами саморегулируемой организации договоров подряда на выполнение указанных работ на конкурсной основе, если в соответствии с законодательством РФ проведение конкурсов является обязательным;
•переход к возмещению из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств при наступлении субсидиарной ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам членов их членов по договорам подряда на выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, реального ущерба (вреда жизни или здоровью физических лиц. имуществу физических или юридических лиц) и неустойки в случае заключения таких договоров на конкурсной основе, если в соответствии с законодательством РФ проведение конкурсов является обязательным, а также реального ущерба по таким договорам в иных случаях.


Комментарий Общественного совета по развитию саморегулирования

Полтора года назад глава Минстроя России Михаил Мень одновременно с назначением нового президента Национального объединения строителей отвел один год на исправление ситуации в сфере саморегулирования в строительстве. Позднее, осенью 2014 года, начало установленного срока было сдвинуто – отсчет пошел с момента введения ФЗ-359.

На сегодня министр строительства и ЖКХ подводит итоги исполнения данного год назад поручения и вместе с вице-премьером Дмитрием Козаком констатирует: за отведенный срок не произошло кардинальных изменений в саморегулировании строительной сферы. Тем самым, Дмитрий Козак, Михаил Мень и другие участники совещания подвели черту под шестилетним периодом действия саморегулирования: по их мнению, саморегулирование в строительстве все-таки не состоялось.

Что же именно не состоялось? Многие ошибочно думают, что речь о «коммерциализации» или «недобросовестных» СРО, о рекламе в интернете и обещаниях допусков за один день. Конечно же, нет – речь сегодня идет не об этом.

Снижение вреда и повышение качества строительства – вот цель саморегулирования. По итогам прошедших шести лет нет объективных данных, что вред снизился. Смертельные случаи на строительных объектах, тяжелые травмы, травмы средней тяжести – все как было, так и остается. Никакие саморегулируемые организации России не смогли предоставить объективные данные, каким образом их деятельность привела к повышению качества и снижения вреда.

Многочисленная реклама СРО в интернете – это только видимая и броская часть. Правительством оценивался настоящий результат, а здесь никоим образом не произошло качественное изменение в строительной сфере через участие СРО. Да, пожалуй, и не могло произойти.

Градостроительный кодекс РФ дал право и закрепил обязанность саморегулируемых организаций проверять четыре вида документов при вступлении в СРО:
1.Устав организации
2.Свидетельство ОГРН
3.Наличие установленного законодательством профессионального состава
4.Получал ли член партнерства или нет аналогичные допуски в другой СРО

И всё.

Тем самым СРО получили исключительно делопроизводительские функции по проверке весьма поверхностных документов, никак не связанных с качеством строителя и непосредственно со строительными объектами. Проверяются эти документы только при вступлении, а затем не реже, чем раз в год. При этом саморегулируемые организации лишены права выхода на стройку, не имеют возможности проверять качество строительства и, соответственно, оказывать влияние на повышение этого качества.

По ошибочной версии государства, как мы видим, предполагалось, что предоставление перечисленных выше документов должно или может привести к какому-то влиянию СРО на ситуацию на строительных площадках. Второе, на что уповало государство, - что саморегулируемые организации не ограничатся минимумом, а возьмутся сами обеспечивать результат. Будут делать это, руководствуясь собственными дополнительными требованиями друг к другу и своим членам, определенной философией, стратегией и тактикой, поскольку закон определил только минимальные требования.

Однако саморегулирования в каждой отдельно взятой СРО не произошло. По оценке Рейтингового агентства строительного комплекса (РАКС), только 13% саморегулируемых организаций в своей деятельности выходят за рамки минимальных требований и делают что-то еще. Такие данные специалисты РАСК привели 1 декабря на заседании Экспертного совета при комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству. Как следует из результатов исследования, даже эти немногочисленные СРО проводили весьма поверхностные дополнительные мероприятия, подчас связанные с оказанием членам партнерства услуг по повышению квалификаций, проведению платных семинаров и конференций.

http://советсро.рф/novosti-os/633-pravitelstvo-otmenyaet-samoregulirovanie-v-stroitelnoj-sfere.html
Перейти на форум для добавления комментария

247 млрд рублей потеряло государство из-за закупок по завышенным ценам

понедельник, 7 декабря, 2015

В понедельник будут обнародованы итоги Национального рейтинга прозрачности закупок (есть в распоряжении «Ведомостей»). С июня 2014 г. по июль 2015 г. Национальная ассоциация участников электронной торговли отслеживала закупки федеральных (72 заказчика), региональных (83 региона), муниципальных (86) заказчиков. А также 64 заказчиков, подпадающих под закон о закупках госкомпаний и естественных монополий, и 106 коммерческих заказчиков, действующих в соответствии с собственными регламентами. Они разместили заказы на 16,8 трлн руб. – на 5% меньше прошлогоднего.

Государство потеряло 247,3 млрд руб. из-за закупок по неоправданно высоким ценам (сравнивались со средними по рынку), показало исследование. Это на 11% меньше, чем в предыдущем рейтинге (см. график). Госсектор завышает цены на 5,56% (на 0,74 п. п. меньше, чем в рейтинге 2013–2014 гг.), больше всех – федеральные заказчики: на 8,4%. Каждый пятый госконтракт был заключен по максимальной цене, с которой начинались торги.

Доля расторгнутых госконтрактов увеличилась вдвое – до 9%. Муниципальные заказчики расторгают почти каждый пятый контракт (18,89%).

Динамика умеренно позитивная, считают авторы исследования: в кризис повысился контроль за расходованием бюджетных средств, а заказчики стали точнее определять начальную цену. В следующем периоде (второе полугодие 2015 г. – первое полугодие 2016 г.) издержки будут еще меньше, прогнозируют аналитики.

Наиболее прозрачными признаны Роспатент, Москва, Абакан, ГУП «Мосгортранс» и «Сибур холдинг». Самым непрозрачным федеральным заказчиком стал Роскосмос (его представитель не ответил на запрос). Агентство, судя по данным рейтинга, больше, чем в среднем федеральные заказчики, покупало у единственного поставщика и меньше снижало цены. Из регионов самым непрозрачным назван Забайкальский край. Махачкала названа городом с самыми непрозрачными закупками – высокая доля закупок у единственного поставщика и по максимальной цене. Получить комментарии контрольного управления при губернаторе Забайкальского края и при мэрии Махачкалы не удалось. Из госкомпаний на последнем месте «Первый канал» – компания не предоставила данные организаторам. Представитель компании не смог прокомментировать ситуацию. Из частных компаний самые непрозрачные закупки у ОАО «Акрон» (отказалось от комментариев) и ОАО «Детский мир» (связаться с представителем не удалось).

«Мы направляем официальные запросы два раза в год всем участникам рейтинга. Ни с кем специально не договариваемся», – объяснил председатель оргкомитета рейтинга Антон Назаркин. Заказчиков выбирают самых крупных, если заказчики не присылают данные, то авторы исследования пользуются открытыми данными.

Минэкономразвития не участвует в составлении рейтинга, уточнил представитель министерства. По методике Минэкономразвития среднерыночной ценой считается начальная цена – предполагается, что заказчик провел мониторинг и со средней цены начинает торги, снижение от начальной – это экономия, комментирует чиновник Минэкономразвития. Такая экономия составила, по данным Минэкономразвития, в январе – октябре 2015 г. для госконтрактов 217 млрд руб.

С 2015 г. нужно размещать планы-графики, это могло сказаться на снижении государственных затрат больше, чем контроль начальных цен, за проверку которых Росфиннадзор еще не взялся в полной мере, говорит первый проректор ВШЭ Александр Шамрин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806